Обязанность подготовки ребенка к школе заключается не только в приобретении одежды и канцелярских принадлежностей. Ребенок должен владеть определенными физическими навыками и уровнем мышления, знать ряд основных понятий и терминов.
Нужно ли специально готовить ребенка к школе
Даже у педагогов нет единого мнения о том, стоит ли готовить ребенка к школе, и как это правильно делать. Общее образование фактически начинается с нуля, ведь игровая модель развития дошкольного уровня практически полностью меняется на серьезное обучение.
При подготовке ребенка к школе нужно заранее учесть ряд моментов:
- требования образовательного учреждения к уровню развития ребенка (например, даже школы и лицеи начального образования могут иметь специализацию по языку или иным дисциплинам);
- индивидуальные особенности развития вашего ребенка, достижения на этапе дошкольной подготовки;
- наличие или отсутствие у школы специальных курсов для выпускников детских садов (они позволяют адаптироваться к непривычной обстановке в классе).
В части материального обеспечения требования устанавливаются федеральными стандартами образования и уставом школы. Это может быть специальная форма одежды, определенный набор учебных и подготовительных материалов. Минимальным обязательным набором учебников и пособий школа обязана обеспечить учеников самостоятельно. Также в субъектах РФ и муниципальных образованиях предусмотрены специальные подарочные наборы для первоклассников.
Что должен знать будущий школьник
При выпуске ребенка из детского сада проводятся индивидуальные занятия ребенка с психологами, педагогами, логопедами и другими специалистами. Они позволяют определить реальный уровень развития детей, необходимость обратить внимание на работу с отдельными навыками. Для нормального перехода на школьный формат обучения ребенок должен:
- правильно называть фамилию, имя и отчество свои и родителей, домашний адрес и телефон, город, страну;
- знать самые распространенные растения, животных;
- определять дни недели, времена года (и их последовательность), количество месяцев в году;
- иметь представление об основных цветах, видах спорта и популярных профессиях;
- знать имена известных писателей, поэтов;
- знать основные правила дорожного движения;
- знать наиболее распространенные праздники.
Указанный набор знаний складывается из обучения в детском саду, из воспитания дома. При наличии пробелов в таких знаниях ребенка могут определить в класс или группу коррекции, где занятия будут проводиться по специальным стандартам.
При подготовке к школе ребенок должен понимать разницу:
- между правой и левой сторонами;
- улицей, городом и страной;
- фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
- зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
- буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
Как правило, указанные понятия даются в последний год дошкольного воспитания и на курсах будущих первоклассников.
Что должен уметь будущий первоклассник
При зачислении в школу ребенок должен обладать минимальным набором учебных навыков:
- решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
- восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
- описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
- считать до 10 и выполнять простые арифметические действия;
- читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
- определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
- обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
- управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.
На данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и сверстниками, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в отдельных вопросах проявлять самостоятельность мышления и действий, учиться организованности. Всему этому можно научиться в детском саду, дома либо на специальных подготовительных курсах.
Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях
Начиная заниматься с детьми дома, не гонитесь за формальными результатами. Психика каждого малыша индивидуальна, а различными сравнениями со знакомыми и более одаренными детьми можно спровоцировать формирование комплекса неполноценности. Задача родителей – превратить процесс обучение в удовольствие, чтобы все занятия (задачи, поделки и чтение) не вызывало отторжения.
Желательно создать собственную систему мотивации к обучению, много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание, вместе читать. Обучение можно легко прекратить в игру, даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Эксперты советуют считать вместе и вслух лужи, дома, птиц и животных, называть номера домов, читать названия улиц и магазинов.
При просмотре мультфильмов или передач по ТВ нужно обсуждать с ребенком увиденное, интересоваться его мнением, задавать наводящие вопросы. Вместе с родителями дети должны учиться делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать паззлы, мозаику (это развивает мелкую моторику рук и координацию движений).
Уделяется внимание физическому развитию и активным играм. Ребенка нужно учить самостоятельности и правилам безопасности дома, на улице. Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае ребенок теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и играми.
Желательно уже при подготовке к школе выработать режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет проще адаптироваться к школе.